Раскрыта обстановка на МКС после «бодания» с модулем «Наука» - Артём Комаров
Раскрыта обстановка на МКС после «бодания» с модулем «Наука»

Раскрыта обстановка на МКС после «бодания» с модулем «Наука»

То, что для американцев – чрезвычайная ситуация на борту космической станции, для россиян – нелегкая работа. После бессонной ночи специалисты Центра управления полетами продолжают следить за обстановкой на борту МКС, пережившей нештатный запуск двигателей пристыкованного к российскому сегменту модуля «Наука». Он уже «успокоился», больше не наклоняет огромный космический дом, но космонавты и астронавты пока до конца не расслабились.

На время запланированной продувки магистральных труб «Науки» (чтобы уже точно нечему было там работать, включая «самовольное» включение двигателей) россияне перейдут на американскую сторону станции. Этого требует техника безопасности. Наш корреспондент узнал детали случившегося в ночь на 30 июля происшествия на орбите.

Фото: NASA.

Напомним, что в четверг в 19.45 по Москве, когда космонавты готовились осваивать пристыкованный модуль, командир нашего экипажа Олег Новицкий сообщил на Землю о незапланированном включении его двигателей.

Все еще пошутили, что «престарелый» наш модуль (он ждал своей отправки в космос около четверти века) «забыл», что уже пристыкован, и продолжал движение вперед.  Пока его «движки» принудительно не отключили с Земли, он успел наклонить станцию массой более 400 тонн на 45 градусов, создав большой риск сделать ее неуправляемой.    

О том, что это было, нам уже в пятницу рассказал источник в космической отрасли. Двигатели «Науки», по его словам, действительно включились ошибочно: скорее всего, был сбой в программном обеспечении. Речь идет о нескольких двигателях причаливания и стабилизации (ДПС), в которых оставалось немного топлива. 

«Хорошо еще, что они не включились, когда модуль находился в режиме стыковки! – говорит эксперт. – В противном случае мы бы могли повторить 1997 год, когда неуправляемый корабль «Прогресс» врезался в модуль станции и привел к разгерметизации. 

Нам несказанно повезло, что не включились в таком же вольном режиме основные двигатели коррекции и движения! Если ДПС отвернуты в сторону, эти «смотрят» прямо на наш сегмент».

Почему вообще в баках оставалось топливо? По словам специалиста, его было немного на случай неудачной стыковки – чтобы было на чем увести модуль в сторону от МКС.

К счастью, уже к утру ситуацию удалось стабилизировать. Оставалось только продуть все топливные магистрали – несмотря на то, что топливо, похоже, выгорело полностью, кое-где еще могли быть его остатки.

«Чтобы продуть магистрали гелием, а может, и вовсе запустить туда вакуум, чтобы он уже наверняка прочистил все трубы, надо открыть клапаны. После будет уверенность, что горючего там точно не останется», – сказал эксперт. 

Перед этой процедурой россияне Олег Новицкий и Петр Дубров и перейдут на американский сегмент. Их визит к коллегам продлится недолго, может, несколько минут. Были случаи, когда и американцы к нам переходили – например, когда к станции впервые стыковались их новые автоматические корабли.

В общем, если разобраться, по большому счету никто из-за российской «Науки» особо не пострадал, если не считать дополнительного расхода топлива на нашем сегменте (для компенсации изменения угла наклона станции в четверг пришлось включать двигатели модуля «Звезда», а затем и пристыкованного к российскому сегменту грузового корабля «Прогресс МС-17»). 

Да, сильно «тряхануло» американскую сторону: она приняла решение о введении ЧС, задраила все иллюминаторы, объявило 30 июля днем разбора «полетов», а точнее, проверки всех систем. Дело в том, что ввиду большого размаха солнечных батарей (около 100 метров) и радиаторов на американском сегменте, все они перед стыковкой устанавливаются в самое безопасное положение по нагрузке на поворотные узлы.

После стыковки, все системы электропитания и радиаторы системы терморегулирования возвращаются в рабочий режим для отслеживания солнца и сброса тепла. 

Так вот, если предположить, что двигатели МЛМ начали работать, когда системы уже были возвращены в рабочий режим, могла возникнуть огромная вероятность поломки солнечных батарей и радиаторов. Возможно, тайм-аут NASA взяло как раз для их проверки. Хотелось бы надеяться, что без электричества астронавты не останутся.

Поначалу прошел слух, что из-за «выкрутасов» нашего МЛМ партнеры перенесли старт нового пилотируемого корабля Starliner от фирмы Boeing, который был запланирован на 30 июля. Однако потом NASA успокоило: в этом виновата только погода, про МЛМ в официальном сообщении – ни слова.

На МКС сейчас находится семь человек: российские космонавты Олег Новицкий и Петр Дубров, а также американцы Марк Ванде Хай, Шейн Кимброу и Меган МакАртур, японец Акихико Хосидэ и француз Тома Песке.

Источник: mk.ru

Добавить комментарий

Top