Комитет по госстроительству и законодательству подготовил ко второму чтению законопроект, вносящий изменений в Гражданский кодекс («МК» неоднократно писал об этой инициативе). Работа над ним шла несколько лет, и та версия, которая была внесена в Госдуму в феврале 2020 года за подписью группы влиятельных единороссов и принята в первом чтении в апреле 2020 года, была далеко не первой. Ускорение законодательный процесс получил после того, как в марте президент Путин поручил решить проблему гарантированного минимального дохода должникам до конца июня.
Чтобы не оставить запутавшегося в долгах совсем без денег, предлагалось дать ему право, если уж дело дошло до ФССП и исполнительного производства, написать судебному приставу заявление с просьбой оставлять на одном из счетов в российском банке ежемесячный доход не ниже федерального прожиточного минимума трудоспособного россиянина. Если такой доход, конечно, есть. Дело в том, что действующее законодательство всех проблем не решает: от списания со счетов сейчас уже защищены полученные алименты, материнский капитал, некоторые виды пособий и социальных пенсий, не менее 50% страховой пенсии и не менее 50% зарплаты, но если пенсия у гражданина на уровне прожиточного минимума, а зарплата — на уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ), он может остаться фактически без средств к существованию. Нововведение касается и самозанятых, и индивидуальных предпринимателей. Как именно будут списываться деньги с учетом гарантии прожиточного минимума, в каком порядке — потом определят Минюст и Центробанк. Если у должника есть иждивенцы (например, дети, родственники-инвалиды или нетрудоспособные родители) — суд вправе принять решение о том, чтобы оставлять на счете сумму, превышающую прожиточный минимум.
Ко второму чтению концепция законопроекта осталась прежней. Но кое-какие важные изменения в тексте все-таки произошли. Первоначально предполагалось, что гарантии минимального дохода не распространяются на удержания по исполнительным документам об алиментах на детей, о возмещении причиненного здоровью вреда, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, а также на удержания по другим искам о возмещении ущерба, причиненного преступлением и о компенсации морального вреда. А еще на административные или уголовные штрафы, долги по налогам и страховым взносам, долги по ЖКХ… Нетрудно догадаться, что длинный перечень исключений выводил из-под действия закона значительную долю должников. Когда документ принимался в первом чтении, предложение ограничить этот перечень, убрав из него хотя бы долги по ЖКХ, было высказано в заключении профильного комитета и Комитета по финансовому рынку, а также прозвучало в выступлениях депутатов из разных фракций.
Ко второму чтению исключений осталось совсем чуть-чуть. Ограничение удержаний из заработной платы и иных доходов должника не будет применяться, то есть после списания можно оставлять на счете и сумму меньше прожиточного минимума, если речь идет о долгах по алиментам, о возмещении вреда здоровью, возмещение вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Всё.
И ещё одно важное изменение: закон заработает не с 1 сентября 2021 года, как предполагалось ранее, а лишь с 1 февраля 2022 года, на пять месяцев позднее. Почему? Один из авторов, первый замруководителя фракции «ЕР» Андрей Исаев объяснил «МК», что окончательный текст — «результат компромисса, мы убрали из перечня исключений то, что хотели убрать, но пошли на уступки по срокам». Кому на уступки? «Банки просили дать им время на подготовку»,- сказал он.
«Вынужден согласиться, что рациональное зерно в этом законопроекте есть»,- признал в разговоре с «МК» экономист, директор Института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев. «Гарантия минимального дохода укладывается в концепцию социального государства, и очевидно, что при всех грехах у человека должно оставаться хоть что-то, чтобы не умереть с голоду»,- считает он.
Но тут возникает проблема — как отделить тех должников, кому зарплата или плата за оказанные услуги начисляется на счет, с которого деньги можно списать, оставив лишь минимум, от тех, чьи доходы полностью или частично — наличные, и учету, а значит, и списанию не подлежат? В принимаемом законопроекте этот вопрос никак не отрегулирован — да и не может быть отрегулирован. «Это общая проблема теневой экономики», — говорит г-н Николаев: по его словам, пока она не решена, «мы не можем в данном случае исходить из того, что все должники без исключения получают налом и скрывают свои доходы, потому что это не так».
Какая же конкретно сумма будет оставаться на счету попавшего в долговую яму с 1 февраля 2022 года? Пока назвать её мы не можем: федеральный прожиточный минимум трудоспособного россиянина на следующий год будет известен только осенью, при утверждении бюджета. Одно можно сказать точно: речь идет о сумме не меньше 12 702 рубля в месяц. Дело в том, что в каждом следующем году прожиточный минимум никак не может быть меньше того, что был годом ранее, а в 2021 год он равен 12 702 рублям…
Источник: mk.ru