Аналитики РИА «Рейтинг» определили доступность бензина как его объем, который можно приобрести на среднюю зарплату. При одной из самых низких цен на сорт Аи-95 (49,1 руб. за 1 литр, ниже только в Казахстане — 34,3 руб.) каждому россиянину доступны 1002,9 л. Наша страна заняла место вслед за Италией, опередив соседей по постсоветскому пространству — Казахстан, Украину, Белоруссию. Лидером списка из 32 государств оказался Люксембург: его жители могут приобрести 2,6 тыс. литров бензина на свою среднюю зарплату.
«По данным Росстата, по сравнению с началом года цена на 95-й бензин в нашей стране выросла на 4,0%, а на дизельное топливо — на 2,4%, — констатируют авторы исследования. — В России рост цен на моторное топливо ожидается примерно на уровне инфляции. Следовательно, при сохранении текущего темпа роста зарплаты доступность бензина в РФ как минимум сохранится на прежнем уровне или даже увеличится».
Июль отметился ростом биржевых цен на бензин в стране: оптовые показатели на бирже неоднократно обновляли исторические рекорды. Минэнерго связало это с сезонными ремонтными работами на НПЗ и отпусками у потребителей, рванувших на курорты. На днях ведомство пригрозило запретить экспорт топлива, после чего биржевые цены снизились.
«У меня есть сомнения в репрезентативности рейтинга, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Все же в России наиболее массовым сортом бензина является Аи-92. Большинство автовладельцев, особенно в регионах, пользуется исключительно им. 95-й получил распространение в результате проведенного в середине 2000-х годов налогового маневра в нефтепереработке, после чего многие НПЗ были существенно модернизированы. Как правило, у тех граждан, кто ездит на 95-м, реальные доходы выше среднего».
Впрочем, это не отменяет того факта, что Россия сильно отстает от Европы по уровню и динамике доходов и зарплат населения. Данный рейтинг толком не отражает этот разрыв, считает Масленников. Что касается цен на бензин, то они могли бы быть и ниже. Проблема в том, отмечает собеседник «МК», что отрасль несет серьезную фискальную нагрузку, в итоге конечная стоимость литра некоторых марок бензина на 70–80% складывается из налогов и акцизов. А это уже сознательная финансовая политика государства. При этом по глубине переработки нефти и качеству конечной продукции отечественные производители также уступают европейским. По словам эксперта, ценовая ситуация на рынке автотоплива по-прежнему неустойчива, а бесконечные разговоры о возможном введении запрета на экспорт расшатывают ее еще больше.
«Доступность бензина в России выше, чем об этом говорят официальные цифры, ведь часть зарплат россияне получают в конвертах — на общую сумму в 10–15 трлн руб. в год, — рассуждает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. — Основным бенефициаром торговли бензином является государство, более 50% стоимости всегда приходилось на платежи в бюджет. Дивиденды, которые идут в казну, никто не отменял. Если бы власти захотели сдержать цены на топливо, они могли бы просто снизить налоговую нагрузку».
Источник: mk.ru